<strong>Упрямые муниципалитеты и строительство </strong><strong>Rail Baltic </strong><strong>останавливают строительные работы Харьюмаа</strong><strong></strong>
Исполнительный директор Limestone Factories of Estonia OÜ Кульдар Ыунапуу, говорит, что если поставкой щебня для строительства Rail Baltic будет заниматься только карьер Вяо на окраине Ласнамяэ, то строительство железной дороги будет означать и конец производства строительных заполнителей на их предприятии. В карьере нет камня. Фото: Тийт Блаат / Delfi Meedia

Упрямые муниципалитеты и строительство Rail Baltic останавливают строительные работы Харьюмаа

Через пять лет строительные работы в Харьюмаа прекратятся.

Строительство Rail Baltic приведет к истощению известняковых карьеров вокруг Таллинна. Больше не из чего будет делать бетон, а щебня для строительства дорог не хватает.

Только местные самоуправления, выступающие против открытия новых карьеров, и застройщик Rail Baltic, который не хочет быть причиной кризиса природных ресурсов, отрицают грядущую проблему дефицита строительных ресурсов. Все остальные видят, что ситуация проблематична.

Тот, кто часто ездит из Таллинна по Нарвскому шоссе, знает, что сразу за деревьями на обочине дороги, недалеко от Ласнамяэ, находится карьер Вяо. Там, в яме, ведет добычу Limestone Factories of Estonia (бывший завод Paekivitoodete), который производит до трети эстонского щебня Через пять лет в карьере закончатся запасы, говорят руководители предприятия. Они говорят, что, возможно, мы сможем достроить Rail Baltic, но это будут последние запасы карьера. Такая же судьба, вероятно, ожидает и другие таллиннские карьеры Вяо Паас и Харку.

Качественные запасы в незаселенных районах

Решением надвигающегося кризиса строительных земель может стать внимательное изучение местности. В волости Йыэлахтме имеются большие и качественные запасы щебня в незаселенных болотистых районах. С такими запасами у нас было бы достаточно щебня для строительства в ближайшие 30 лет. Limestone Factories of Estonia уже несколько лет добиваются разрешения на начало добычи известняка. Местное самоуправление не допускает этого.

Крупное месторождение стало недоступным из-за строительных работ

На самом деле на севере Эстонии есть много крупных запасов известняка очень хорошего качества и с очень хорошими условиями добычи. К сожалению, эти большие запасы оказались недоступными из-за строительных работ. Тийт Рахе, главный специалист Бюро геонаук Департамента окружающей среды, приводит пример района Ласнамяэ, который был построен на месте месторождения известняка очень хорошего качества. Парадоксально, говорит он, но добычу нельзя вести там, где из-за расположения месторождений не разрешено строительство и где нет природоохранных объектов. Местные жители выступают против.

«В некоторых районах Харьюмаа надежность поставок высокомаржинального строительного щебня находится в критическом состоянии», — говорит Рахе. Он подтверждает, что, поскольку транспортировка строительных природных ресурсов на расстояние более 50 километров экономически нецелесообразна и оказывает очень большое воздействие на окружающую среду, действующие разрешения на добычу в Харьюмаа предусматривают поставки менее чем на десять лет.

Добыча запрещена

Владимир Либман, председатель правления Limestone Factories of Estonia OÜ, начал готовиться к тому, что нынешний карьер будет опустошен, еще в 2004 году. Руководя в то время заводом Paekivitoodete Tehase OÜ, он рассматривал месторождение Набала в южной части Харьюмаа как следующий известняковый карьер. Вместе с предприятиями Merko и  Kiirkandur была подана заявка на проведение геологических работ, оценку воздействия на окружающую среду и разрешение на добычу. 14-летний процесс рассмотрения заявки завершился решением правительства объявить это место охраняемой территорией. Академик «Анто Раукас тогда назвал его заповедной зоной для крапивы», — говорит Либман, ссылаясь на суть решения.

Председатель правления Limestone factories of Estonia OÜ  Владимир Либман уже почти 20 лет упорно работает с местными властями, чтобы открыть новый карьер. Решений не видно.
Фото: Тийт Блаат | Delfi Meedia

Однако требовался новый карьер, поэтому Либман сразу же подал новую заявку на геологическую разведку. Была выбрана разведочная площадь Маарду III в волости Йыэляхтме. По словам самого Либмана, была выбрана территория, которая не должна нарушать ничей покой и из которой было бы идеально поставлять продукцию клиентам.

«Мы ждали разрешения на геологическую разведку два с половиной года, а местное самоуправление Йыэляхтме делало все возможное, чтобы затормозить процесс», — говорит Владимир Либман. Он приводит пример одного из весьма неожиданных аргументов муниципалитета. Местное самоуправление Йыэляхтме беспокоился о целостности резервуаров для куриного помета. На самом деле, они находились в 200 метрах от ближайшей скважины. Когда правительство, наконец, выдало специальное разрешение на геологическую разведку, местное самоуправление немедленно обратилось в суд для обжалования данного решения. Тот же сценарий повторялся и при выдаче поледующих разрешений.

Наконец, Limestone Factories of Estonia OÜ дошли до стадии оценки воздействия на окружающую среду на разведочном участке Маарду III. Несмотря на то, что консультации с общественностью состоятся только в начале лета, на прошлой неделе предприятие распространило 2 600 информационных листовок в почтовые ящики местных жителей. Цель — заранее предоставить информацию о добыче щебня в Йыэляхтме, воздействии на окружающую среду и смягчении последствий.

Старейшина волости Йыэляхтме Андрус Умбоя,  сейчас разрешение на строительство нового карьера не дадим.
Фото: Свен Арбет | Delfi Meedia

Андрус Умбоя, мэр волости Йыэляхтме, называет ее пропагандистской газетой. Он по-прежнему критически относится к выбору места для карьера. Первые возражения действительно оставляют желаемое впечатление. Хотя обычная проблема с подобными объектами заключается в том, что они, как правило, оказываются у кого-то на заднем дворе, то место расположения этого карьера — пустынное болото Маарду. Ближайшее жилье, как говорят, находится в 800 метрах.

Тот факт, что интенсивное движение будет перенаправлено средствами организации дорожного движения на нужный маршрут, является вполне стандартным решением.

Однако Умбоя недоволен тем, что карьер планируется в самом влажном месте. Он также не верит обещаниям проектировщиков, что транспорт, выезжающий из карьера, не будет проезжать через деревни Лоо и Лагеди, создавая пыль и шум. Согласно проекту, транспорт, выезжающий из карьера, должен будет пользоваться дорогами Нарвского шоссе. Их использование удлинит маршрут, но позволит избежать населенных пунктов. По словам г-на Умбоя, водитель грузовика сам решает, куда ему ехать при выезде из ворот карьера. Использование устройств управления дорожным движением для направления тяжелого транспорта на нужный маршрут является довольно стандартным решением в таких ситуациях.

Нехватка строительных материалов представляется проблемой

Владимир Либман уже 18 лет пытается открыть новый карьер. Теперь дело набирает обороты, поскольку Rail Baltic пополнил ряды тех, кто требует материалы. Продукция Limestone Factories of Estonia включает и мрамор, изготовленный из известняка. Он составляет меньшую часть продукции предприятия, но более чем в сто раз дороже щебня. Руководитель производства Хиндрек Аувяэрт говорит, что существующий карьер Вяо еще позволяет построить Rail Baltic, но тогда пришлось бы пожертвовать всем, что осталось в карьере, включая слои, которые можно переработать в продукт, в 150 раз более дорогой, чем щебень.

Исполнительный директор Limestone Factories of Estonia OÜ Кульдар Ыунапуу, делает свои расчеты на основе участка Ülemiste — Soodevahe железнодорожной магистрали Rail Baltic, которая должна быть введена в эксплуатацию в этом году. Для этого участка длиной 6,6 км потребуется около 200 000 м3 известнякового щебня. В Харьюском уезде длина трассы Rail Baltic составляет около 40 км, и при максимальном спросе на материал действующего карьера Вяо хватило бы только для обеспечения этого участка (Вяо располагает резервом в 1,4 млн м3 для производства щебня).

Жертву пришлось бы принести в виде слоев, которые могут быть переработаны в продукт, в 150 раз более дорогой, чем щебень.

Часть блока по производству декоративного камня также придется принести в жертву и превратить в щебень, добавляет Ыунапуу. По его мнению, после завершения строительства Rail Baltic производство щебня в карьере Вяо должно быть прекращено. Предприятие не исчезнет, говорит он, и будет продолжать производить декоративный камень, но в гораздо меньших масштабах, чем сейчас.

Это еще не все. Если из известнякового карьера Вяо будет построен только Rail Baltic, то остальной спрос будет перенесен на другие карьеры, которые, по словам Ыунапуу, будут опустошаться такими же темпами. «Через пять лет мы окажемся в ситуации, когда запасы известняка в Харьюмаа будут полностью исчерпаны», — говорит он. «Без открытия карьера Маарду III производство бетона и асфальта остановится, удельная стоимость строительства дорог значительно возрастет, а объемы упаду», — отмечает Ыунапуу, ссылаясь на правило, согласно которому нецелесообразно перевозить щебень на расстояние более 50 км. По его словам, выбросы CO2 при использовании заполнителей становятся в несколько раз больше, а количество километров дорог, построенных за те же деньги, значительно сокращается.

«Через пять лет мы окажемся в ситуации, когда запасы щебня в Харьюмаа будут полностью исчерпаны».

«Утверждения о том, что без строительства Маарду III в Харьюмаа наступит кризис в поставках строительных материалов и что дороги и Rail Baltic останутся не построенными, — это голословные утверждения, и способ давления на общественность для реализации собственных бизнес-интересов», — говорит Умбоя. По его подтверждению, объем известнякового щебня для Rail Baltic будет соответствовать обычному потреблению и не приведет к значительному увеличению объемов. Умбоя добавляет, что, насколько известно, строительство дорог значительно сократится, а значит, сократится и потребление строительного щебня.

Эстонская компания Rail Baltic также не хочет играть роль источника кризиса строительного материала в Харьюмаа. Прийт Пруул, менеджер по коммуникациям Rail Baltic Estonia, подтверждает, что в настоящее время в Эстонии не нужно открывать новые карьеры только для строительства железнодорожной линии Rail Baltic. Он ссылается на проведенное пять лет назад Техническим дорожным центром картографирование земельных ресурсов для строительства. В нем говорится, что для строительства Rail Baltic потребуется лишь 10-30% от годового объема добычи, и это не окажет существенного влияния на надежность поставок строительных земель.

Решение — прекратить строительство автомобильных и железных дорог.

Осенью прошлого года Государственный контроль также опубликовал отчет о надежности поставок строительных природных ресурсов. Их отчет, в отличие от отчета Rail Baltic Estonia, пришел к противоположному выводу. Госконтроль ссылается на исследование Геологической службы, в котором говорится, что в Харьюмааских карьерах качественный известняк закончится уже в 2026 году.

Исследование поставок строительных полезных ресурсов для железнодорожной линии Rail Baltic также пришло к выводу, что ситуация критическая. Безусловно, необходимо открыть новые известняковые карьеры со значительными запасами, но против этого выступают местные жители вместе с самоуправлениями. По мнению Государственного контроля, единственное, что спасет Эстонию от нехватки известняка (а также гравия и песка), — это застой в дорожном строительстве и задержка строительства Rail Baltic. Как ни странно, оба решения возможны.

Председатель правления строительного предприятия Trev-2 Свен Пертенс подтверждает, что наступит нехватка строительного материала. Фото: Киур Каасик | Delfi Meedia

Пруул заключает, что материалы являются частью закупок Rail Baltic, то есть строительные компании сами решают, какие карьеры использовать. «Вполне возможно, что мы построим Rail Baltic таким образом, что не будет необходимости открывать новые карьеры. Вопрос в том, что будет дальше», — говорит Свен Пертенс, председатель правления группы Trev-2 и Союза инфраструктурного строительства. Он также считает, что если параллельно со строительством железной дороги будет завершено несколько крупных инфраструктурных проектов, то материал из наших карьеров закончится. Если одновременно с этим будут открыты новые карьеры, то возникнет дефицит строительных материалов. По его мнению, это время может наступить уже в 2025 году или, в лучшем случае, после 2030 года. По словам г-на Пертенса, в Эстонии нет плана развития строительных ресурсов, а значит, нет и полной картины строительных природных ресурсов на государственном уровне.

Умбоя подтверждает, что уже готовится тема планировки строительный природных ресурсов.

Еще через пять-семь лет в сотрудничестве с государством, местными самоуправлениями и обществом будут определены участки, где в будущем можно будет открыть новые карьеры. Пока же, по его словам, четыре муниципалитета предложили места, где они согласны добывать известняк для обеспечения надежности поставок. В основном они находятся на окраинах существующих карьеров.

Старые карьеры в последние годы в некоторых местах были увеличены

Главный специалист бюро по недрам земли Департамента Окружающей среды Тийт Рахе говорит, что это правда: старые карьеры в последние годы были расширены в некоторых местах. Однако, по его словам, эти расширения не решат критической ситуации с качественным известняком в Харьюмаа. Руководители Limestone Factories of Estonia  Oü были бы готовы начать работы на участке Maardu III уже этой осенью, если бы жители Йыэляхтме приняли государственное решение. Рахе, напротив, не питает никаких надежд в отношении Маарду III. Учитывая, что местные против,  вряд ли удастся получить необходимые экологические разрешения и начать добычу в этом районе примерно через пять лет, считает он.

Крупнейший в Эстонии известняковый карьер перешел в руки производителя цемента

— Крупнейший в Эстонии известняковый карьер находится в волости Раквере Ляэне-Вирумаа. Известняковый карьер Aru-Lõuna принадлежит компании AS Kunda Nordic Tsement.  Площадь места добычи составляет 317,34 га. В карьере добывают известняк для производства цемента, а также производят строительный щебень. Извлекаемые запасы составляют чуть менее 9,4 млн. м3.

— Вторым по величине является карьер Vasalemma. С площадью 344,09 га этот карьер мог бы стать самым большим карьером в Эстонии, но с учетом зоны обслуживания карьер Ару-Лыуна больше.

— Значительные размеры имеют карьеры Вяо и Харку на окраине Таллинна. Вяоский известняковый карьер — самый большой в месторождении Вяо (площадь обслуживания составляет 176,02 га). Карьер находится на территории города Таллинна, и в непосредственной близости от него построены большие жилые дома.

— Известняковый карьер Харку — самый большой в месторождении Харку (площадь обслуживания 54,75 га).

— Площадь добычи Маарду III составляет около 100 гектаров. Его запасы составляют более 12 млн м3 , в которых можно произвести более 20 млн тонн щебня. Годовая потребность щебня Харьюмаа составляет 1-1,5 миллиона тонн.

— В Эстонии насчитывается 54 карьера. Их общие запасы составляют порядка 117 млн. м3 . Однако, следует учитывать, что известняк целесообразно транспортировать на расстояние до 50 километров.

Источник: Департамент Окружающей среды

Полная версия статьи: https://arileht.delfi.ee/artikkel/120153994/kangekaelsed-omavalitsused-ja-kiirraudtee-ehitus-seiskavad-harjumaal-ehitustood