По словам руководителя Betoonimeister AS и члена правления Союза бетона Эстонии Калле Суйтслеппа, экономический спад коснется производства бетона с определенной задержкой, поэтому значительного снижения в отрасли пока не произошло.
«То же самое мы видели и во время предыдущего большого экономического кризиса, который достиг Эстонии в 2008 году. В 2006-2007 годах велось много строительных работ, было множество заказов, все свободные участки застраивались по максимуму. Когда в 2008 году все с шумом застопорилось, самый большой ущерб претерпели всевозможные проекты где-то в поле. Но продолжались работы над крупными объектами – такие как бизнес-центр Таммсааре. Наши объемы производства упали только через год или два, а дна мы достигли тогда, когда другие уже начали восстанавливаться», – рассказывает Суйтслепп.
Нынешняя небольшая встряска на рынке строительства несколько отличается от прошлого, уверяет он в пресс-релизе: «Объемы производства 2022 года существенно не упали по сравнению с предыдущим годом – напротив: эстонский рынок бетона в первом полугодии показал рост в 10%. Во втором полугодии объемы немного уменьшились, но не везде».
Кроме того, эстонский рынок отличается от региона к региону. «Объемы в Таллинне действительно начали снижаться, а в Ида-Вирумаа, куда государство направляет много проектных средств, активность возросла. Также есть новые проекты в Пярну и Рапламаа. Инфраструктурные проекты Rail Baltic тоже продолжаются. В то же время, безусловно, есть и такие объекты, которые отложены до лучших времен или вообще не запускаются, потому что подорожание стройматериалов кажется слишком большим», – объясняет предприниматель.
Дорогостоящая электроэнергия влияет на производство цемента
Причиной роста цен на бетон является, прежде всего, постоянное повышение цен на необходимый для производства строительных смесей цемент. «Производство цемента – это отрасль с очень высоким потреблением энергии. Если раньше цена на цемент у нас была фиксированной на год, то в 2022 году продавцы цемента уже четыре раза за год повышали его стоимость. Причина, прежде всего, в многократном увеличении квоты СО2 и цены на электроэнергию. По сравнению с концом 2021 года цена на цемент выросла более чем на 60%. Доля цемента в себестоимости бетона составляет около трети», – говорит Суйтслепп.
«Стоимость цемента не индексируется в ценовых предложениях, – поясняет он в пресс-релизе. – Поскольку процесс строительства зданий и сооружений длительный, то субподрядчикам очень сложно изменить существующие договоры со строителями, а строителям с заказчиками при повышении цены стройматериалов. Мы стараемся максимально заблаговременно сообщать о повышении цены на бетон, но при выполнении договоров всегда исходим из предложенной цены и срока действия предложения. Из-за подорожания цемента нам пришлось частично понести расходы самим. Общение с клиентами и переговоры о цене занимают большую часть нашей работы, чем когда-либо ранее».
Повышение стоимости материалов началось 2 года назад
Бетон как очень важный строительный материал стал, по словам Суйтслеппа, синонимом строительства и инвестиций.
«Часто жалуются, что слишком много денег уходит в бетон. Или что многие инвестиции были приостановлены из-за того, что цены на строительные материалы выросли, другими словами, бетон слишком дорог», – говорит предприниматель, подчеркивая, что цены на строительные материалы были относительно стабильными в течение многих лет.
«С 2006 по 2020 год цены на строительные материалы выросли всего на 10%. После кризиса 2008 года производственные мощности многих производителей стройматериалов превышали спрос, так что цена на материалы долгие годы оставалась низкой из-за острой конкуренции. Из-за пандемии COVID и роста цен на энергоносители ситуация на рынке изменилась, и цены начали наверстывать упущенное», – поясняет глава Betoonimeistеr.
По его словам, подорожание стройматериалов кажется непомерным, поскольку произошло за очень короткий период времени. «Если распределить рост стоимости стройматериалов на последние 15 лет, то он не больше, чем прирост цен на любую другую группу товаров или услуг», – подчеркивает Суйтслепп.
Ветряные парки обеспечивают объемы
По оценке Суйтслеппа, возможный спад на рынке строительства по-разному отразится на различных областях: «Сложнее всего приходится дорожно-строительным компаниям, поскольку государство приостановило инвестиции, так что именно у них больше всего падают объемы строительных работ. Небольшая неопределенность есть и в жилищном строительстве. Но в ближайшее время будут обязательно начаты работы по нескольким давно запланированным проектам новых парков ветряков. Текущая ситуация на рынке электроэнергии красноречиво свидетельствует о том, что в энергетику сделано еще недостаточно инвестиций, и сейчас ожидается больше активности именно в этом секторе экономики».
Строительство нового жилья в целом не останавливается, но рост банковских процентных ставок и удорожание строительства может замедлить его темпы, считает глава Betoonimeister AS.
«Сейчас у людей еще остались сбережения, зарплаты тоже выросли, а значит, у банков есть клиенты, которые могут ходатайствовать о кредитах. Конечно, на рынке недвижимости происходят определенные корректировки, но факт в том, что потребность в квартирах по-прежнему есть, и девелоперские проекты появляются и за пределами Таллинна – например, в Пярну и Тарту, – отмечает он в пресс-релизе. – Спрос на бетон в Эстонии неодинаков по регионам. Те производители бетона, которые могут выполнять заказы по всей Эстонии, безусловно, сейчас имеют конкурентное преимущество».
Полная версия статьи: https://www.dv.ee/novosti/2022/11/18/proizvoditel-betona-krizis-vperedi-slozhnee-vsego-pridetsja-dorozhno-stroitelnym-kompanijam