Растущие цены заставляют политиков, чиновников и предпринимателей искать решения для смягчения надвигающегося кризиса с эстонским сырьем.
Чувство, охватившее предпринимателей, напоминает времена первой волны COVID, когда все старались держаться. Местное производство и использование местного сырья должны быть сохранены всеми возможными способами, чтобы избежать спада.
Согласно одному из правдоподобных сценариев, мы скоро придем к идеальному экологическому ландшафту, где все строительство будет остановлено, включая финансируемое государством, и не нужно будет строить новые карьеры. Материалы дорожают с каждым днем, и однажды невозможно будет выполнить условия строительных контрактов с фиксированной ценой, потому что ни одна компания не может строить бесконечно ниже себестоимости. Если подрядчики окажутся негибкими, может последовать волна банкротств.
Цена тонны металла за короткое время выросла с 800 евро до 3200 евро. Если раньше за несколько запасных частей для карьерного оборудования Limestone Factories of Estonia OÜ платил 400 евро, то теперь — 1200 евро. Мы потребляем около миллиона литров топлива в год, поэтому резкий рост цен существенно влияет на производственные затраты.
Текущее состояние рынка щебня обескураживает. Зима всегда была низким сезоном: за целый месяц в феврале мы продаем столько же, сколько за два дня летом. Мы отправили новые гибридные и более экологичные карьерные машины производителю для технического обслуживания и ожидаем их возвращения до начала обычного пикового сезона. Карьерная техника стремительно развивается в направлении использования в качестве топлива электроэнергии, которая может быть получена из возобновляемых источников.
Если деньги выкачиваются из асфальтирования, строительства дорог и производства бетона, а рабочих мест нет, то наличие лучших в мире линий по производству щебня — это головная боль, а не радость.
Мы все понимаем, что значит рисковать в бизнесе. Непредсказуемые кризисы — это, безусловно, риск для бизнеса. Но сейчас мы видим, что под ударом может оказаться не только одна компания или даже один или два сектора, а вся экономика. Поэтому все меры по снижению влияния кризиса должны быть предприняты.
В случае с землей под застройку нет необходимости немедленно менять закон, поскольку достаточно уже имеющихся решений, которые до сих пор откладывались для защиты непонятных административных субординаций или интересов, не имеющих отношения к развитию.
Идея о том, что при строительстве следует отдавать предпочтение гранитному щебню из северных стран, уже звучала как необоснованная. В асфальтобетонных и некоторых бетонных покрытиях, требующих особой прочности, гранитный щебень отлично справляется со своей задачей. Для подавляющего большинства строительных соединений известняковый щебень является отличным материалом для заполнения, как по качеству, так и по цене. Все нижние слои могут и должны быть изготовлены из местного материала.
В нынешней ситуации и в обозримом будущем мы можем поддерживать строительную отрасль только за счет местного сырья. Идея о том, что для строительства следует предпочесть гранитный щебень из северных стран, уже была озвучена как необоснованная. Гранитный щебень играет отличную роль в асфальтовых покрытиях и в некоторых бетонных элементах, требующих особой прочности. Для подавляющего большинства строительных соединений в качестве заполнителя известняковый щебень является отличным выбором как по качеству, так и по цене. Все нижние слои могут и должны быть изготовлены из местного материала.
В отношении импортируемого сырья невозможно предсказать изменения предложения и цен. Если мы предпочитаем гранит, но цена на него в скандинавских странах удваивается, а суда для перевозки товара через море найти невозможно, строительный сектор будет парализован. Мы движемся по нисходящей спирали, где цены растут, строительство дорожает, объемы падают, экономика стагнирует, а качество нашей жизни снижается.
Правительство должно обеспечить непрерывность поставок местного сырья, задействовав совесть местных властей в районах, где находятся строительные полезные ископаемые. Необходимо четко понимать, что минеральные ресурсы принадлежат государству, а не местному самоуправлению, и что государство обязано вести их разведку.
Благополучие жителей Эстонии невозможно обеспечить без открытия новых карьеров, так как строительные минералы должны добываться как можно ближе к месту потребления, чтобы снизить выбросы CO2 и транспортные расходы.
В Эстонии нет послойно-полосной добычи полезных ископаемых, но, конечно, добыча ископаемых оказывает заметное влияние на природу и беспокоит людей. В местах, где ковш вбивается в землю, природа впоследствии восстанавливается, что является частью бизнес-плана. Используемый в карьере метод обратной засыпки может при рекультивации обеспечить результат, близкий к тому, как было до добычи. Это, конечно, если местное самоуправление не захочет через десятилетия увидеть вместо карьера водоем.
В поведении Департамента транспорта должны произойти серьезные изменения. Когда Завод известняковых изделий первым перешел на безотходную переработку известняка, мы начали производить большое количество известнякового песка, который по качеству подходит для замены обычного кварцевого песка в дорожном строительстве. Департамент транспорта проигнорировал экологические преимущества известнякового песка и исключил его из закупок. В качестве причины было названо абсурдное утверждение о том, что Paekivitoodete Tehas занимает монопольное положение. В настоящее время другие компании производят известняковый песок, который с удовольствием используют частные клиенты.
Вот почему некоторые государственные предписания по строительству дорог должны быть изменены, чтобы разрешить использование известнякового песка вместо кварцевого. В нынешней неопределенной экономической ситуации строительство дорог нельзя оставлять на усмотрение чиновника.
К счастью, в Эстонии достаточно местного сырья для широкого спектра отраслей промышленности. Мы должны мудро использовать свое богатство, чтобы пережить трудные времена.