6 ноября прошлого года Postimees рассмотрел вопрос о безопасности поставок строительных полезных ископаемых, отметив, что запасов известняка в Харьюмаа хватит всего на пять лет, но ситуация ухудшается с каждым месяцем. Правительство могло бы решить кризис строительных материалов передавая гораздо большую часть платы за добычу местному самоуправлению для компенсирования нарушений, связанных с экологическими проектами, пишет Кульдар Ыунапуу, член правления Paekivitoodete Tehase OÜ.
В карьерах уже давно должен царить рождественский покой, а на производственных линиях могли бы суетиться только ремонтники, восстанавливающие изношенные детали.
Но строительный сектор процветает, и шум из карьеров звучит как разгар производственного сезона.
Paekivitoodete Tehas действительно начал с ремонта своих современных и экологических производственных линий, но из-за неустанного давления со стороны строительных компаний мы запустили оборудование прошлого поколения, которое держим в рабочем состоянии только для непредвиденных чрезвычайных ситуаций.
Неминуемое истощение уже используемых карьеров и необходимость открытия новых традиционно обсуждается только в контексте масштабных государственных проектов, Rail Baltic и четырехполосных дорог. Но владелец природных ресурсов, государство, несет ответственность за обеспечение сырьем наше повседневное строительное производство.
Именно повседневные запросы обеспечивают работу горнодобывающих компаний в то время, которое обычно должно характеризоваться тишиной и покоем. Помимо бума строительства нового жилья, заводы по производству бетона и железобетонных изделий также нуждаются в сырье, в том числе для экспорта в Скандинавию.
Однако некоторые активисты и руководители местных самоуправлений, имеющие личный политический интерес, успешно «вставляют палки в колеса» новым карьерам, используя лозунги об охране природы. Ближайший пример – местное самоуправление Йыэляхтме в Харьюском уезде, где правящая коалиция по сути отказалась от политики в области полезных ресурсов, сказав «нет» даже геологической разведке. При таком бесцеремонном и невежественном отношении ежегодно вливают огромные суммы денег в юридические фирмы, чтобы поддерживать безрезультатные судебные процессы на плаву. Это не имеет ничего общего с сохранением окружающей среды и неизбежной «зеленой революцией». Чистый авантюризм.
Благодаря «зеленой революции» Эстония получит беспрецедентные инвестиции от Европейского Союза, которые будут сопровождаться масштабными строительными работами во всех секторах экономики и общественной жизни. Без гравия, песка или щебня невозможно построить ни ветряную электростанцию, ни парк солнечных панелей, ни энергоэффективное здание, ни обеспечить движение умных и не работающих на фоссильном топливе транспортных средств. Прошу меня очень извинить, но любые аргументы в пользу обратного не только звучат глупо, но и являются откровенной глупостью.
Когда человек, украшающий себя так называемым «зелеными перьями», начинает говорить об идее транспортировки отходов cланцеперерабатывающей промышленности из Ида Вирумаа на строительные объекты в Харьюмаа, это не имеет ничего общего с сохранением окружающей среды. Пустая сланцевая порода не соответствует стандартам качества, действующим в строительной отрасли. Транспортировка строительного сырья на расстояние более 50 километров многократно увеличит стоимость материала. Обсуждаемого количества транспорта следует избегать, прежде всего, в интересах «зеленой революции», поскольку загрязнение CO2, вызванное транспортом, будет огромным. То же самое относится и к импорту гранитного щебня из стран Северной Европы. Гранитная щебенка хорошо зарекомендовала себя в некоторых строительных конструкциях, но переориентация строительной отрасли на преимущественно импортное сырье принесет только плохие результаты.
К сожалению, процессы, предшествующие выдаче разрешений на добычу полезных ископаемых, становятся все более длительными в местных самоуправлениях, так как государственные постановления крайне затрудняют поиск компромисса с населением. Интерес общества к открытию карьеров погас, когда доля местного самоуправления в платежах за добычу полезных ископаемых была резко снижена. Соседние волости, где нет шахт и карьеров, с завистью наблюдали, как, например, в другой волости туалеты становятся непозволительно роскошными. Экологический сбор должен быть значительно выше, чем сейчас, но он должен быть использован только для экологических проектов. Здания волостного управления не нуждаются в золотых дверных ручках.
Сбор большей доли платы за добычу не сделает местные власти беспринципными, потому что обществу неизбежно придется видеть вместо болотистой местности гигантскую яму и терпеть грузовики. То есть, создается напряжение. Отношение к тому, что должно быть сделано, но не на моем заднем дворе, достойно насмешек. В свободном обществе никто не обязан просто страдать ради блага человечества.
В настоящее время разведкой полезных ископаемых занимаются предприятия, которые сами заинтересованы в добыче. Cчитается, что таким образом общество предвзято относится к добыче полезных ископаемых.
Чтобы избавиться от этого предвзятого мнения, рассматривается сейчас метод «концессии», при котором разведка будет осуществляться государством, которое затем продаст права на добычу компаниям на открытом аукционе.
Договор концессии на добычу полезных ископаемых не является подходящим решением. Горнодобывающая компания не заинтересована в предвзятом отношении к результатам исследования. Если ей удастся убедить геологоразведочное предприятие показать природные ресурсы лучше, чем на самом деле, и с меньшим воздействием на окружающую среду, то впоследствии она будет экономически разорена. Никому не нужны природные ресурсы низкого качества, а неприемлемый ущерб окружающей среде приведет, в свою очередь, к увеличению расходов
Из-за толстого кошелька аукцион по продаже концессионного договора даст преимущество крупным международным компаниям, чьи объемы производства и цели отодвигают на второй план интересы эстонской экономики и окружающей среды. Местные компании получат дешевые субподряды. Подтверждением тому служит угасание цементного завода в Кунда, бывшего флагманом промышленности строительных материалов.
Если мы не мотивируем местное самоуправление разрешить ответственную добычу полезных ископаемых, мы потеряем наш экономический рост, оплачиваемые рабочие места и наш потенциал, необходимый для зеленой революции.